Служение искреннее, чистосердечное
Одна из главнейших основ претворения в реальность
исламского “таухида”, т.е. принципа “Нет божества, кроме Единого и Всемогущего
Аллаха”, – это наличие чистосердечия и искренности в служении Богу. Всевышний
в Преславном Коране сказал: “И было им велено поклоняться только Аллаху, очищая
перед Ним религию...” (Коран, 98:4). Здесь речь идет об очищении религии от
идолопоклонства – как внешнего, заключенного в поклонении звездам, огню, камням,
деревьям, так и внутреннего, когда к делам служения Ему примешивается желание
снискать довольство кого-либо другого, кроме Аллаха.
В сборнике хадисов имама Муслима приводится один из них, передаваемый со слов
Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), в котором иллюстрируется это внутреннее,
скрытое идолопоклонство. Божий Посланник (да благословит его Аллах и да приветствует)
передал: “Аллах Всевышний сказал: “Я менее чем кто бы то ни было нуждаюсь
в том, чтобы Мне придавали сотоварищей, а поэтому, если кто-нибудь сделает
нечто не только ради Меня, но вместе с тем и ради кого-то другого, Я покину
и его, и его многобожие”. Эти слова означают, что поклоняться кому-либо еще,
кроме Аллаха, – значит нарушить принцип Единобожия. Имам Абу-Хамид ал-Газали
(да будет доволен им Аллах) говорит по этому поводу: “Искренность (Ихлас)
противоположна многобожию (ишрак), и кто не искренен (мухлис) в своем служении
Аллаху, тот многобожник (учитывая, что многобожие делится на несколько видов)”.
Самое известное разъяснение термина Ихлас – следующее: “Абсолютное очищение
устремления, заключающегося в приближении к Аллаху, от примесей, нарушающих
его чистоту. И если смешалось это намерение приблизиться к Богу с каким-либо
иным мотивом: например, желанием одобрения людей, – то сейчас же уходит это
устремление от того, чтобы быть чистым и искренним”. Далее имам ал-Газали
приводит несколько примеров скрытого многобожия, которые следует здесь упомянуть.
Например, некто держит пост, только желая поправить свое здоровье. Другой
отправляется в хаджж, чтобы в путешествии побольше двигаться и тем улучшить
свое самочувствие или таким способом избавиться от преследований врага. Третий
молится ночи напролет или сопровождает ученого, намереваясь приобрести какие-либо
блага от “сильных мира сего...”.
“Таким образом, можно внешне являть благочестие и поклонение, в то время как
внутренне желать “сладости мира сего”. И самое губительное здесь то, что человек
может и не подозревать в себе этого желания. Мулла Абдур-Рахман Джами (да
будет доволен им Аллах) сказал по этому поводу: “Проявление нашего тщеславия
так же трудно узреть, как тяжело узреть муравьиный след на камне”.
Рассказывают также, что некий человек в течение многих лет совершал свои намазы,
всякий раз занимая место в первых рядах прихожан мечети. Однажды утром он
по какой-то причине задержался, и ему пришлось стоять в заднем ряду. После
этого он вообще перестал приходить в мечеть. Когда он снова там появился,
ему задали вопрос о причине его долгого отсутствия. И он ответил: “Долгие
годы я молился, полагая, что искренен в этом. В тот день, когда мне пришлось
стоять в заднем ряду, меня одолел стыд, я понял, что просто наслаждался направленными
на меня взглядами. С тех пор я стал относиться к молитве подобающим образом”.
Сказал имам ибн Атаиллах Искандери (да будет доволен им Аллах) в “Книге Мудрости”:
“Внешне праведные деяния – лишь видимость формы. Дух деяний этих – наличие
в них чистосердечия. Как жизненность тела нашего обусловлена наличием в нем
животворящего духа, так и жизненность, действительность деяний наших обусловлена
наличием в них животворящего духа – чистосердечия. Кто совершает поклонение
без наличия в них искренности, похож на того, кто предоставляет эмиру мертвую
рабыню, желая за это получить от него награду. Так и наши намаз, пост или
джихад без искренности похожи на подношение мертвой рабыни эмиру”.
Но чистосердечие в служении Всевышнему Аллаху имеет ступени. Имам Абдул-Маджид
Шурнуби, комментируя выше приведенное изречение шейха ибн Атаиллаха, говорит
нам: “Существует искренность (Ихлас) поклоняющихся (уббад), которая заключается
в очищении дел служения от грязи показного благочестия (рия). Таковые несут
свое поклонение Аллаху из желания награды или из страха перед наказанием.
Второй вид – это любящие из числа поклоняющихся (мухиббун), Ихлас которых
достиг того уровня, когда они поклоняются Всевышнему, преследуя одну единственную
цель в этом поклонении – возвеличивание и прославление Аллаха. Ибо естественно
для раба Божьего, прославляя и возвеличивая Господа, просто преклониться в
почтении, всем естеством своим осознавая Величие и Мощь Его. Ведь Всевышний
Аллах – это Тот, Кто единственный заслуживает, чтобы воздавали Ему хвалу и
прославление. Что же касается третьего вида искренности, то это удел приближенных
из рабов Божиих (мукаррабун). Здесь Ихлас заключен в созерца!
нии проявлений Единственности Всевышнего Аллаха, когда все – и движение, и
покой – понимается ими как исходящее от Бога вместе с абсолютным освобождением
от своей собственной силы и мощи. И вершат они свое служение только через
споспешествование Божее и не видят в делах этих какой-либо силы своей”.
Об этих людях третьей группы, или об этой ступени Ихласа говорит Священный
хадис: “Я объявлю враждующему с тем, кто близок ко Мне: любимейшим из всего,
что бы ни делал раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня
то, что Я вменил ему в обязанность, и будет раб Мой стараться приблизиться
ко Мне, делая больше положенного, пока Я не полюблю его. Когда же Я полюблю
его, то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением,
посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать,
и его ногой, с помощью которой он будет ходить, и если попросит Меня о чем-либо,
Я обязательно дарую ему это, а если обратится ко Мне за защитой, Я обязательно
защищу его” (из сборника ал-Бухари).
Махди ШАМСУДДИН
|