ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАСАВВУФА
Существует более тысяча определений тасаввуфа. Достаточно перечислить самые важные из них чтобы придти к заключению.
Кадий, шейх уль-Ислам Закария аль-Ансари (да будет доволен им Аллах) говорил: «Тассавуф - это наука, изучающая этапы очищения души, облагораживания нравов, а также совершенствование поступков и внутренней сути человека».
Абуль Хасан аш-Шазали (рахимахуллах) поведал: "Тасаввуф заключается в том, чтобы приучить душу к поклонению Создателю и подчинить ее божественным нормам".
Шейх Ахмад Заррук (да будет доволен им Аллах) отметил: «Суфизм преследует цель воспитания сердца человека и очищения его от всего, что отвращает от Аллаха».
Ибн Уджайба (да смилостивится над ним Аллах) говорил: «Суфизм - это наука, которая ознакомляет с методами приближения к Царю царей и способствует очищению внутреннего мира человека от пороков и облагораживанию его посредством приобретения достоинств всех видов. Началом его является наука, средняя часть - практика, конец его – дар Божий».
Маъруф Кархи (рахимахуллах) сказал: Тасаввуф – это принимать правду и не рассчитывать на имущества людей.
Сирри Сакати (да будет доволен им Аллах) отметил: Тасаввуф – это благочиние.
Имам аль-Джунайд аль-Багдади (да будет доволен им Аллах) говорил: "Суфизм - это приобретение лучших черт и избавление от наихудших". Каттани же еще проще выразил эту мысль: "Суфизм - это похвальные качества, и кто увеличит их в себе, тот увеличит в себе чистоту и искренность".
Джунайд Багдади также сказал: Тасаввуф – это умерщвление Аллахом «тебя» в тебе и воскрешение тебя при Себе.
Абу Амр Исмаил ибн Нуджай (976 г.) поведал: Тасаввуф – это терпение в соблюдении приказов и запретов.
Абу Саид ибн Абул Хайр (1048 г.) говорил: Тасаввуф – это покидание всех мыслей, посещаюших твой разум, раздовать то, что у тебя есть и не жаловаться от происходящих событий.
Абул Хафс ал Хаддад (883 г.) сказал: Тасаввуф полностью состоит из благочиния.
Абул Хусайн Нури (907 г.) отметил: Тасаввуф – это отказывать нафсу в его желаниях и прихотях.
Рувайм (915 г.) поведал: Тасаввуф – это подчинение воле Аллаха. Тасаввуф основан на следующих: факр и держаться ифтикара, не жалея, расходовать на пути Аллаха и думать что другие лучше его, стараться изо всей силы и противостоять желаниям нафса.
Имам Газали определяя смысл суфизма в своей книге «Ихья улум уд-дин», пишет: «Тарикат – это ведение борьбы и уничтожение недостойных качеств». Также он сказал: Тасаввуф – это направление сердца к Аллаху и полностью прекратить отношения с масува (всё кроме Аллаха).
Ибн Халдун (1406 г.) сказал: Тасаввуф – это искреннее и постоянное совершение молитв, направление к Аллаху, отрешение от мирских забав, богатства, знаменитости, также уединение для совершения молитв.
Абдулбари Надви (рахимахуллах) говорил: Тасаввуф – это наука очищения души от плотских качеств и украшение его качествами пророка.
Абдулхаким Арваси (рахимахуллах) отметил: Тасаввуф – это батын (внутренняя сторона) шариата.
Ибн Закван (рахимахуллах) сказал о суфизме: «Это наука, которая очищает внутренний мир от пороков души во всех ее состояниях». Объясняя эти слова, великий ученый аль-Манджури отметил: «Суфизм исследует способы очищения внутреннего мира человека от болезней сердца, таких как злоба, зависть, обман, любовь к похвале, гордыня, лживое благочестие ради признания со стороны окружающих, ненависть, алчность, скупость, почитание богатых, надменность по отношению к бедным. Суфизм обнажает пороки и указывает на пути избавления от них. Эта наука помогает душе преодолеть препятствия путем избавления ее от болезней души и дурных качеств, таким образом, приводя к освобождению сердца от всего, кроме Аллаха, и к украшению его поминанием Великого Творца».
Существует и такое определение: «Тасаввуф – это высокая нравственность. Тот, кто превосходит тебя благонравием, превосходит тебя в тасаввуфе».
Ахмад Заррук (рахимахуллах) сказал: «Суфизму было дано более 2 000 определений, но суть их всех сводится к одному - бескорыстному, искреннему обращению к Аллаху и служению Ему».
Столпом суфизма является очищение сердца от земных страстей, а опора его - связь человека с Великим Создателем. Суфий - тот, сердце которого освобождено от всего, кроме Аллаха, а любой из его поступков ради Него.
В этих определениях есть следующие общие аспекты:
1. Отречение от мира (имеется в виду от любви к миру), навравление сердца
к Аллаху.
2. С чистосердечием совершать молитвы по указаниям Корана и Сунны, очищение
души.
3. Контроль нафса посредством молитв, зикра, тафаккура (мышления), риязат
(строгое воспитание нафса) и муджахада – сильных стараний.
4. Достичь знание хакиката, стараться познать Аллаха.
|