Служение искреннее, чистосердечное

Одна из главнейших основ претворения в реальность исламского “таухида”, т.е. принципа “Нет божества, кроме Единого и Всемогущего Аллаха”, – это наличие чистосердечия и искренности в служении Богу. Всевышний в Преславном Коране сказал: “И было им велено поклоняться только Аллаху, очищая перед Ним религию...” (Коран, 98:4). Здесь речь идет об очищении религии от идолопоклонства – как внешнего, заключенного в поклонении звездам, огню, камням, деревьям, так и внутреннего, когда к делам служения Ему примешивается желание снискать довольство кого-либо другого, кроме Аллаха.

В сборнике хадисов имама Муслима приводится один из них, передаваемый со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), в котором иллюстрируется это внутреннее, скрытое идолопоклонство. Божий Посланник (да благословит его Аллах и да приветствует) передал: “Аллах Всевышний сказал: “Я менее чем кто бы то ни было нуждаюсь в том, чтобы Мне придавали сотоварищей, а поэтому, если кто-нибудь сделает нечто не только ради Меня, но вместе с тем и ради кого-то другого, Я покину и его, и его многобожие”. Эти слова означают, что поклоняться кому-либо еще, кроме Аллаха, – значит нарушить принцип Единобожия. Имам Абу-Хамид ал-Газали (да будет доволен им Аллах) говорит по этому поводу: “Искренность (Ихлас) противоположна многобожию (ишрак), и кто не искренен (мухлис) в своем служении Аллаху, тот многобожник (учитывая, что многобожие делится на несколько видов)”.

Самое известное разъяснение термина Ихлас – следующее: “Абсолютное очищение устремления, заключающегося в приближении к Аллаху, от примесей, нарушающих его чистоту. И если смешалось это намерение приблизиться к Богу с каким-либо иным мотивом: например, желанием одобрения людей, – то сейчас же уходит это устремление от того, чтобы быть чистым и искренним”. Далее имам ал-Газали приводит несколько примеров скрытого многобожия, которые следует здесь упомянуть. Например, некто держит пост, только желая поправить свое здоровье. Другой отправляется в хаджж, чтобы в путешествии побольше двигаться и тем улучшить свое самочувствие или таким способом избавиться от преследований врага. Третий молится ночи напролет или сопровождает ученого, намереваясь приобрести какие-либо блага от “сильных мира сего...”.

“Таким образом, можно внешне являть благочестие и поклонение, в то время как внутренне желать “сладости мира сего”. И самое губительное здесь то, что человек может и не подозревать в себе этого желания. Мулла Абдур-Рахман Джами (да будет доволен им Аллах) сказал по этому поводу: “Проявление нашего тщеславия так же трудно узреть, как тяжело узреть муравьиный след на камне”.

Рассказывают также, что некий человек в течение многих лет совершал свои намазы, всякий раз занимая место в первых рядах прихожан мечети. Однажды утром он по какой-то причине задержался, и ему пришлось стоять в заднем ряду. После этого он вообще перестал приходить в мечеть. Когда он снова там появился, ему задали вопрос о причине его долгого отсутствия. И он ответил: “Долгие годы я молился, полагая, что искренен в этом. В тот день, когда мне пришлось стоять в заднем ряду, меня одолел стыд, я понял, что просто наслаждался направленными на меня взглядами. С тех пор я стал относиться к молитве подобающим образом”.

Сказал имам ибн Атаиллах Искандери (да будет доволен им Аллах) в “Книге Мудрости”: “Внешне праведные деяния – лишь видимость формы. Дух деяний этих – наличие в них чистосердечия. Как жизненность тела нашего обусловлена наличием в нем животворящего духа, так и жизненность, действительность деяний наших обусловлена наличием в них животворящего духа – чистосердечия. Кто совершает поклонение без наличия в них искренности, похож на того, кто предоставляет эмиру мертвую рабыню, желая за это получить от него награду. Так и наши намаз, пост или джихад без искренности похожи на подношение мертвой рабыни эмиру”.

Но чистосердечие в служении Всевышнему Аллаху имеет ступени. Имам Абдул-Маджид Шурнуби, комментируя выше приведенное изречение шейха ибн Атаиллаха, говорит нам: “Существует искренность (Ихлас) поклоняющихся (уббад), которая заключается в очищении дел служения от грязи показного благочестия (рия). Таковые несут свое поклонение Аллаху из желания награды или из страха перед наказанием. Второй вид – это любящие из числа поклоняющихся (мухиббун), Ихлас которых достиг того уровня, когда они поклоняются Всевышнему, преследуя одну единственную цель в этом поклонении – возвеличивание и прославление Аллаха. Ибо естественно для раба Божьего, прославляя и возвеличивая Господа, просто преклониться в почтении, всем естеством своим осознавая Величие и Мощь Его. Ведь Всевышний Аллах – это Тот, Кто единственный заслуживает, чтобы воздавали Ему хвалу и прославление. Что же касается третьего вида искренности, то это удел приближенных из рабов Божиих (мукаррабун). Здесь Ихлас заключен в созерца!
нии проявлений Единственности Всевышнего Аллаха, когда все – и движение, и покой – понимается ими как исходящее от Бога вместе с абсолютным освобождением от своей собственной силы и мощи. И вершат они свое служение только через споспешествование Божее и не видят в делах этих какой-либо силы своей”.

Об этих людях третьей группы, или об этой ступени Ихласа говорит Священный хадис: “Я объявлю враждующему с тем, кто близок ко Мне: любимейшим из всего, что бы ни делал раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность, и будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, делая больше положенного, пока Я не полюблю его. Когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить, и если попросит Меня о чем-либо, Я обязательно дарую ему это, а если обратится ко Мне за защитой, Я обязательно защищу его” (из сборника ал-Бухари).


Махди ШАМСУДДИН

оглав. 

   
                                                                                                                   Мы должны быть сильными!
                                                                                                                   Мы верующие!
                                                                                                                   Мы сильные!
                                                                                                                                               М.Н. Джошан

 

 

Главное меню

 
 -  Главная
 - Тасаввуф и тарикаты
 - Тарикат накшбандия
 - Принципы
 - Силсила
 - Вирды
 - Распоряжения
 - Вопросы-ответы
 -  Гостевая книга
 - Карта сайта
 - Линки
 - E-mail
 

Тасаввуф и тарикаты

 

 

 

 

 

 

 
 
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна!
© Copyright 2003 ISPARUS.NAROD.RU. All Rights Reserved
Вопросы и пожелания
: isparus@yandex.ru
Сайт управляется системой uCoz