БИОГРАФИЯ

 

 

 

Происхождение

Его родители из Кавказа, переехали оттуда в 1881 г. Их предки были из района Ширван в Кавказе, где был центр ханства Нуха. Это место в надгорье, знаменитое шелкоделием. Население состоит из мусульман и говорят на языке азери.

Его отец Ибрагим афанди переселился в г. Бурса когда ему было 16. Получил образование в медресе Хамзабей и служил имамом в разных местах. Сам он был саййид из рода пророка Мухаммада (с.а.в.). Соблюдал тарикат, умер в 1929 г. в 76 лет в селении Изват.

Мать Мухаммад Захид афанди – Сабира ханим. Она умерла когда ему было 3 года и похоронена в кладбище Пинарбаши.

Его брат Ахмед Шакир (1308-1335 х.) служил на войне офицером в Кудусе, Чанаккале. Он заболел в окопах и умер когда ему было 28 лет.

Второй женой его отца была мухажира из Дагестана Фатма ханим. У него были три сестры от Фатма ханим. Из них муж Пакиза ханим – Ахмед афанди (куддиса сирруху) является имамом Бурса Улу Жами и шайхом завия Исмаил Хакки.

Образование и служба

Мехмед Захид афанди (рахматуллахи алайх) учился в начальной школе Оруч Бей Ибтидаи и продолжил в школе Максам Идади. Окончив школу поступил в школу Санат. Когда началась Первая Мировая Война ему было 18 лет и его вызвали на службу. 1332 х. году стал солдатом и воевал несколько лет. Пережил большие опасности и болезни. Когда войска отступила из Сирии он с трудом вернулся в Стамбул.

С 1335-1338 гг. работал секретарем в 25 К. 30 отд.

Суфийское воспитание и служение религии

Когда он был в Стамбуле периодически принимал участие в религиозных мероприятиях, слушал уроки, проповеди. Особенно он любил Абдуллах Файзи афанди из Сейдишехир. В 1336 г. после совершения пятничного намаза в мечети Аясофя он пришел в завие Гумушханели и стал мюридом шайха Умар Зияуддин. С каждым днем усовершенствовал свое состояние.

В 1337 г. Умар Зияуддин афанди умер, назначав будущего шайха Мустафа Файзи афанди из Текирдага. Мехмед афанди много раз заходил в халвет. В 27 лет он стал халифом Мустафа Файзи афанди. Получил иджазат по преподаванию по книгам «Рамузул Ахадис», «Хизби Аъзам» и «Далаилул Хайрат» и начал давать уроки в мечетях Баязид, Фатих, Аясофя и в медресе. Заодно стал хафизом корана. В те времена по приказу своего шайха он начал служить в разных городах и селах.

После того как правительство закрыло все завия, Мехмед афанди вернулся в Бурсу, женился, и служил имамом в селении Изват в течении 15-16 лет. После стал имамом в мечети Уфтада Жами и там служил с 1945 до 1952 г.

В 1952 г. когда его шайх и старый друг Абдулазиз Беккине из Казани умер, он переселился в Стамбул и начал служить в мечети Уммугулсум.

В 1958 г. стал имамом в мечети Искандарпашша и служил там до своей кончины.

Кончина

Мехмед Захид афанди (рахматуллахи алайх) сильно болел в последние годы своей жизни. Несмотря на то, что он был на ногах, сильные боли не покидали его. Летом 1979 года он уехал в Хиджаз и в феврале 1980 г. из-за тяжелой болезни был вынужден вернуться. 7 марта 1980 года сделали ему операцию и удалили две третьи желудка.

После операции частично выздоровил, даже в Рамазане 1980 г. держал пост не пропуская ни одного дня. Совершал намаз таравих с чтением всего корана (хатим), читал проповеди. Летом из-за боли в ногах его повезли в Баликесир Илиджа. Когда пришло время Хаджа он уехал в Хиджаз. Но болезнь которая была причиной операции снова обострилась и боли снова начались. С трудом совершив хадж, 6 декабря 1980 года вернулся в Стамбул в тяжелом состоянии. В следующую неделю 13 декабря 1980 г. в четверг около полудня с молитвами, дуа, с чтением «Ясин», тасбих, со слезами покинул наш мир.

Его джаназа намаз совершили на завтрашний день - в пятницу, в мечети Стамбул Сулмаймания и его тело подали земле в кладбище Кануни Султан около его шайхов.

Во время джаназа улицы Сулаймания, Шахзадабаши, Фатих были переполнены людми и джамаат распостерся до больницы «Эснаф». Люди приехали не только из городов Анатолии но и из Европы.

Его смерть была большой трагедией в Исламском мире. В Саудовской Аравии, в Каъбе, Кувейте и в других странах совершили гайбий джаназа для Мехмед афанди. СМИ распостранили эту печальную новость.

 

Не удивительно что 13 декабря в 1980 г. в календарях имели место слова с глубоким смыслом. Например один из них следующее стихотворение:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Джалалиддин Руми

(Подстрочный перевод Мутааллима)

 Ахлак (поведение) и внешность

Мехмед афанди был высоким и полным. Он был белым, его щеки были полными и розовыми, а борода белой и длинной. Он был широколобым, с большоватой головой и был очень красивым человеком. Смеясь рассказывал что был худошавым в детстве, из-за сиротства вместо еды пил яйца и стал таким полным. Когда человек первый раз видел его, у него появлялось чувство любви и уважение к Мехмед афанди. Он приветствовал с салямом знакомых и незнакомых, улыбался, и завоевовал их сердца. В его глаза невозможно было внимательно смотреть, они были таинственными и глубокими. В его глазах было краснота, на спине и животе были большие родинки.

Его память была очень сильной, разговор приятным и искренним. Говорил говором народа, умел слушать собеседника. Даже когда ему говорили о вещах, которые он знает в совершенстве, он слушал как будто в первый раз. Его беседа была приятной. Во время проповедей повышал голос и говорил как командир перед своим войском.

В личной жизни был очень мягким, в семье часто щутил. Никому не приказывал прямо, говорил косвенно, если не понимали ждал с терпением.

Был исключительно скромным. Не смотря, что его кераметы известны, а сам он знаменит, Мехмед Захид афанди не обрашался с мюридами как шайх, вел себя как будто он один из мюридов, прятал свою дараджа (степень) и кемалат.

Был крепко связан с учителями и очень уважал их. Его друзья вспоминают, когда они ходили на уроки своих мюршидов, Мехмед Захид афанди сидел на коленях с пониженной головой и не один раз не менял ноги.

Думал долго, было невозможно не удивлятся его примерам и ташбих во время бесед. Про один аят или хадис говорил неделями, месяцами.

С человеком с которым начал заниматся, работал с терпением пока не воспитает и поставит на ноги. Был терпеливым к ошибкам учеников. Работал с ними годами и не оставлял в пол пути.

Он был верным своим друзьям, навещал их. Всегда помогал родственникам.

Был щедрым, когда давал не боялся, что самому не останется. Почти всегда у него были гости. Служащих всегда чем-то радовал, гостей встречал с улыбкой и всегда пытался держать свою дверь открытой.

Строго соблюдал ночные и утренние ибадаты (молитвы), и советовал это своим ученикам. Знал что думает человек и отвечал на его вопросы прежде чем его спрашивали. Давал нуждающимся прежде чем они спрашивали. У него был тасарруф (доступ) к сердцам и снам. Куда бы он не ходил барака (благодать) ходила вместе с ним. Когда он езжал в места, где почти ничего нет, туда Аллах посылал свои дары. Ученики проводившие время вместе с ним удивлялись этим дарам, кераметам, разным экстраординарным случаям.

Чтоб Аллах Таала повысил его степень и наделил нас его файзом и шафаатом.

Амин, бихурмати саййидил-мурсалин саллаллаху алайхи ва саллам ва алихи ва сахбихи ва ман табиахум биихсанин ила явмид-дин вал хамду лиллахи раббил-аламин.

Халил Нежатиоглу.

 

Его имя – Мехмед Захид, фамилия – Котку. Он вспоминал что отец его звал «Мой сын Мухаммад!». На метрке было отмечено, что его фамилия означает «скромный». Родился в 1897 г. в городе Бурса в Турции.

Когда мой труп перед тобой!

Когда я умру и мой гроб унесут,
Не думай, что я желаю жить.
Не плачь за меня,
Не говори «Жаль!», «Увы!»
Когда попадешь в ловушку сатаны – тогда будет время стона,
На самом деле «Жаль!» говорится в это время.
Когда увидишь мое тело не говори «прощай».
На самом деле это время моей встречи.
Не говори «ал-вадаъ» (прощай) когда меня дадут земле!
Кладбище это занавеса джанната.
Могила похожа на тюрму, однако
На самом деле это освобождение души.
Ты видел закат, так смотри и на рассвет!
Какой вред солнцу и луне от заката,
Это кажется тебе закатом, но
Это рассвет на самом деле.
Какое семя было посажено и не вырасло?
Зачем же ты думаешь,
Что семя человека не вырастет?
Какой кувшин был спушен в воду и не вышел полным?
Зачем ты плачешь, когда Юсуф попал в колодец?
Ты здесь закрыл свой рот, открой его в той стороне!
Потому что твой стон теперь в пустоте безпространственного мира.

   
                                                                                                                   Мы должны быть сильными!
                                                                                                                   Мы верующие!
                                                                                                                   Мы сильные!
                                                                                                                                               М.Н. Джошан

 

 

Мюршид

 
 - Главная

   М.З.Котку

 - биография
 - книги
 - фото

   М.А. Джошан

 - биография
 - книги
 - статьи
 - фото

   М.Н. Джошан

 - биография

 - пресc заявления 

 - фото
 

 

Мухаммад Захид Котку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При использовании материалов ссылка на сайт обязательна!
© Copyright 2003 ISPARUS.NAROD.RU. All Rights Reserved
Вопросы и пожелания
: isparus@yandex.ru
Сайт управляется системой uCoz